История Старой Руссы

Старая Русса - исконно русский город с тысячелетней историей. Он расположен на известном в прошлом водном пути «из варяг в греки». В средневековье это был город солеваров, занимавший по значимости и доходам четвертое место после Москвы, Пскова, Новгорода. Шведская оккупация, Петровские и Екатерининские преобразования-все это нашло отражение в истории города, его облике.

В первой половине XIX века-город и уезд были центром военных поселений.

В 1828 году возникает бальнеологический курорт (один из старейших в России), благодаря которому к началу XX века Старая Русса становится развитым курортным городом с массой достопримечательностей. Это и православные храмы, которых в городе было более 20-ти, Гостиный двор и торговая площадь, курортный парк...

Во время Великой Отечественной войны город стал ареной жестоких боев, поэтому был почти полностью разрушен. Восстановленная из руин Старая Русса известна ныне как город-курорт, город-музей, в котором сохраняется та провинциальная аура, которая привлекала сюда во все времена жителей крупных городов.

Мы предлагаем для Вас индивидуальные и групповые экскурсионные программы и специализированные туры по Старой Руссе и ее окрестностям. Экскурсии с лучшими гидами Старой Руссы сделают Ваше пребывание в нашем городе увлекательным и незабываемым.

По вопросам организации экскурсий обращайтесь в коммерческий отдел гостиницы или к администратору. Рекомендуем обсуждать и бронировать экскурсии заранее.

Желаем увлекательного и познавательного путешествия!

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор- главная каменная постройка самого раннего из сохранившихся памятников древнего зодчества Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе. Он выстроен в 1198 году. От первоначальной постройки сохранились нижние части стен с фрагментами фресковых росписей XII века. В настоящее время собор восстановлен в формах XVII века. Сейчас в зданиях Спасо-Преображенского монастыря размещается Старорусский краеведческий музей - филиал Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

В бывшей церкви Сретения размещена картинная галерея. Особенность ее состоит в том, что в ней представлены работы художников, родившихся в Старой Руссе или ее окрестностях. Основа экспозиции - работы выдающегося российского художника В.С. Сварога. Здесь же представлены произведения его учеников, а также современных худож-ников: В. А. Федорова, Н. М. Локотькова и других, работы скульптора Н. В. Томского.

Дом-музей Федора Михайловича Достоевского

Экспозиция музея, рассказывающая о жизни Ф. М. Достоевского и его семьи в Старой Руссе, открыта в доме писателя, приобретенном им в 70-х годах XIX века. Здесь были написаны главы романов "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы". Интерьеры дома, мебель, картины, книги и многочисленные фотографии позволяют прочувствовать атмосферу, в которой жил и творил всемирно известный романист. Экспозиция не ограничивается только домом. Двор с банькой, живописная набережная реки Перерытицы, сохранившиеся дореволюционные постройки, описанные в романе "Братья Карамазовы" (дом Грушеньки, церковь св.Георгия), делают весь прилегающий к мемориальному комплексу уголок города своеобразной сценической площадкой, на которой разыгрывались основные события произведений Достоевского.

Музей Северо-Западного фронта

В городе Старая Русса открылся первый в Российской Федерации фронтовой музей. Он не имеет аналогов в России. До сих пор в стране существовали музеи отдельных сражений и битв Великой Отечественной войны, военных округов, дивизий и других воинских подразделений, а музей в Старой Руссе стал первым в своем роде, всесторонне рассказывающим о действии в годы войны целого фронта Красной Армии. Работники музея в Старой Руссе, по их словам, поставили перед собой задачу "впервые показать войну по обе линии окопов". Примерно половину из полутора тысяч выставленных экспонатов до этого момента никто и никогда не видел. В частности, фотографии периода фашистской оккупации районов Новгородской области запечатлели немецких медиков, которые лечили заболевших малышей. Документы старорусского музея показывают оккупантов, радующихся письмам и посылкам с родины, усталых и даже изможденных многолетними боями на восточном фронте, больных, голодных, замерзающих военных вермахта, которые обречены на гибель или плен. Многие из уникальных экспонатов в музей передали старорусские участники войны.

Наряду с экспонатами, которые рассказывают о подвигах солдат и офицеров Красной Армии, музей впервые взялся описать "другую сторону войны". Документация рассказывает о работе трибуналов и заградотрядах, о допущенных просчетах в ходе фронтовых военных операций, о трусах и предателях. В экспозиции музея представлены пистолеты, автоматы, ручные пулеметы, противотанковые ружья и даже зенитная установка, принадлежавшие в средине прошлого столетия противоборствующим сторонам - красноармейцам и странам "второго фронта" и их противникам из Германии, Испании и Финляндии. Наряду с оружием, старорусские музейщики впервые представили богатую коллекцию российских и немецких наград.

Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца

Георгиевская и стоявшая рядом миниатюрная Благовещенская церковь (ныне это придел Георгиевской) построены в 1410 году. При реконструкции 1740г Георгиевский храм был разобран до земли и на остатках стен возведен новый в формах своего времени. Благовещенский храм перестраивался в 1782г. Вероятно, тогда и появилась западная пристройка, соединившая его с Георгиевской церковью.

В настоящее время Георгиевская церковь действующая. В ней хранится главная святыня города - икона Божией Матери "Старорусская", получившая название «Взыгрался младенец». Несмотря на то, что это список XVIII века, он является чудотворным. Художественная ценность списка и главное его расхождение с оригиналом - такая редкая деталь: Христос изображен на этом списке отвернувшимся от Богородицы. «Богородица Старорусская» является самой большой в православном мире выносной иконой (260см высота, 190см ширина).

Воскресенский собор

Главная архитектурная доминанта Старой Руссы - Воскресенский собор. Возведен в конце XVII в. на месте деревянной церкви во имя Покрова Богородицы, которая, в свою очередь была построена на месте церкви Иоанна Предтечи. Приделы Воскресенского собора, освященные во имя Покрова Богородицы и во имя Иоанна Предтечи, хранят память об этих погибших в Смутное время храмах.

В 1830 г. собор был перестроен по проекту и под руководством крупнейшего архитектора В.П.Стасова. Облик храма изменился до неузнаваемости, однако его архитектура выдержана в "русском стиле" с использованием элементов допетровского зодчества. В.П. Стасов проявил уважение к старым формам Воскресенского собора, создав, по сути, одно из первых в России произведений русского стиля, который вскоре стал определять развитие национальной архитектуры.

После реконструкции и реставрации собор является действующим.

Церковь св.Троицы

Возведена в 1680 г. на месте древней деревянной церкви XV в. Несмотря на значительные перестройки XIX века, церковь в значительной степени сохранила свои первоначальные формы. Церковь близка к новгородским памятникам XVII века, таким как Знаменский собор (1682-1688 гг.) и Никольский собор в Вяжищах (1683-1685 гг.), в которых прослеживается "поволжское влияние". Особенно похожи Троицкая церковь и Никольский собор в Вяжищах.

В середине XIX века храм перестроен. Работы велись под руководством "ученого архитектора г.Тона". Несмотря на то что все три брата Тона были замечательными архитекторами, скорее всего речь идет о Константине Андреевиче Тоне, родоначальнике "эклектики" и "русско-византийского стиля", авторе множества выдающихся творений и опытном реставраторе. Этот вывод подтверждают излюбленные мотивы К.А.Тона, использованные в церкви Троицы и, например, в храме Христа Спасителя (аркатура барабана) и Оружейной палате (нижние окна).

После реконструкции и реставрации в 1997 г. церковь является действующей.

Церковь Николая Чудотворца

Церковь расположена в центре правобережной части города, на современной улице Красных командиров, почти напротив памятника Ф.М. Достоевскому.

В 1710г. храм был возведен на старой основе XIV в. В настоящее время памятник представляет собой средних размеров кубическую одноапсидную бесстолпную постройку на невысоком подклете, с палаточным завершением, ложным пятиглавием, трехчастным членением фасадов лопатками и развитым декором.

Архитектура памятника вызывает удивление своим несоответствием ни XIV в., когда храм был возведен, ни XVIII в. Церковь носит эклектичный, сборный, характер: перестраивая храм в XVIII в., мастер ориентировался на более старые образцы, тем самым пытаясь противостоять новым веяниям петровской эпохи. Перед нами памятник, завершающий развитие древнерусского допетровского зодчества в Старой Руссе.

Церковь св.великомученика Мины

Очень выразительна церковь великомученика Мины (XV в.) - небольшое здание кубической формы, с одной сильно выдвинутой апсидой, четырьмя квадратными столбами внутри, соответствующими им узкими лопатками на фасадах, позакомарным завершением, одной главой. Внутренний объем храма был разделен на 2 этажа, в западной части церкви находились хоры.

По времени храм относится к "классическому" периоду новгородского зодчества. В это время мастера творили строго в рамках канона, "по образцу", однако церковь вмч. Мины - исключение из правила. Она обладает целым рядом редких и даже уникальных элементов и форм, которые иногда не находят аналогий в других памятниках. Это самая своеобразная постройка классического периода новгородского зодчества.

Архитектура церкви Мины, а также особенности Георгиевского, Благовещенского (ныне придел Георгиевской церкви) храмов позволяют говорить, что, видимо, именно в Руссе намечен и отчасти разработан новый стиль в новгородском зодчестве. Отличительные черты нового стиля: уменьшение основного объема храма при крупной сильной выдвинутой апсиде; устройство деревянного междуэтажного перекрытия, не выявленного на фасадах, но существенно меняющего структуру здания, изменение убранства фасадов.

Свято-Николаевский Косинский монастырь

Косинский монастырь основан учениками преподобного Варлаама Хутынского Константином и Косьмою в 1220-е годы. Косинский монастырь существовал непрерывно более 500 лет. В 1764 году был упразднен.

На территории монастыря существовали два храма: во имя святителя Николая Мирликиевского и во имя преподобного Варлаама Хутынского. В конце XIX века здесь была учреждена женская богадельня. В это же время был выстроен храм во имя Успения Божией Матери. В 1890 году богадельня была переименована в Николаевскую женскую общину, существовавшую до 1918 года. Монастырские храма были разрушены во время Великой Отечественной войны. Монастырь называется Косинским по месту расположения на косе при слиянии двух рек Полисти и Снежы.

В настоящее время восстановлена церковь во имя святителя Николая. Ведутся восстановительные работы на храме во имя преподобного Варлаама Хутынского.

С 2006 года Косинский монастырь имеет статус монастыря Новгородской епархии.

Игуменья монастыря матушка Надежда ведет большую работу по восстановлению духовной жизни в монастыре.

Леохновская обитель

Леохновская обитель основана около 1556 года святым преподобным Антонием Леохновским. Она располагается в уединенном месте среди лесов южного Приильменья, неподалеку от города Старая Русса.

Царь Иоанн Грозный, наслышанный о духовных дарованиях и чудесах старца Антония, призывает его к себе и дает новой и обители жалованные грамоты на землю и рыбную ловлю. Вторгшиеся в Новгородские пределы шведские полчища в 1611 году совершенно разорили монастырь преподобного Антония и убили монахов, сам же старец уцелел только по причине своего отшествия в то время в Новгород. Перед кончиной, лежа на смертном одре, сказал он пророчество о скором восстановлении обители и перенесении в нее его святых мощей. И действительно, в 1630 году чудесно было обретено его нетленное святое тело и перенесено, при совершении многих чудесных исцелений страждущих, на место Леохновской обители, где и положено на пожарище бывшего монастырского храма в могилу. Мощи его так и покоятся под спудом в одном из двух новых монастырских храмов.

В 1764 году указом Императрицы Екатерины II, среди множества других, Леохновский монастырь упраздняется, а обе церкви становятся приходскими.

Поворот в судьбе погоста наступает в начале 90-х годов, когда по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, Архиепископа Новгородского и Старорусского, начинаются работы для предотвращения дальнейшего разрушения святыни.

И вот, милостью Божьей, молитвами преподобного Антония вновь восстает прославленная святыня. На собранные средства чудом удается капитально отремонтировать храм и колокольню, построить жилье, восстановить старинный монастырский колодец. В 1996 году в Леохново проложена новая асфальтовая дорога, начинается паломничество верующих, и вновь у святых мощей происходят чудеса исцелений, утверждения в вере, утешения в скорбях...

Курорт Старая Русса

Жемчужина Северо-Запада России, один из старейших в России курортов-санаторий «Старая Русса» основан в 1828 году. Сегодня он славится уникальной старорусской сульфидно-иловой грязью с биологически активными веществами, которая по своим лечебным свойствам держит первенство в России и Европе. На территории курорта расположены 9 минеральных источников.

У курорта «Старая Русса» немало отличительных и неповторимых особенностей, которые делают его уникальным. Главным достоянием курорта являются старорусские минеральные воды и лечебные грязи, которые по своему составу не имеют аналогов в мире. Однако самой основной «достопримечательностью» и одновременно символом, а также неизменным украшением «Старой Руссы» является один из самых мощных в Европе самоизливающихся минеральных фонтанов – Муравьевский, который открыли еще в 1854 году.

Как и прежде, "Курорт Старая Русса" является счастливой находкой для жителей Санкт-Петербурга и Москвы. Удобное сообщение, привычный климат, большой тенистый парк, пляж на соленом озере, бассейн, питьевые минеральные воды, грязи, аналоги которым трудно найти.